ГЕРМАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ -
железнодорожная сеть на территории Федеративной Республики Германии.
Первая ж. д. Нюрнберг-Фюрт была построена в 1835 г.; ж.-д. линия с
тоннелем у г. Оберау проложена между Лейпцигом и Дрезденом в 1839 г.
Строительство ж. д. осуществлялось на совместный частный и
государственный капитал. В 1855 г. отдельные государственные и частные
линии слились в общегерманскую сеть, которая с 1856 г. соединилась с
ж.-д. сетью соседних стран. Национализация железных дорог была
осуществлена в 1920 г., в 1924 г. была образована национальная ж.-д.
компания Рейхсбан (Reichsbahn). После раздела страны вследствие 2-й
мировой войны основные ж.-д. линии в обоих немецких государствах
оставались под государственным контролем. Железные дороги Германской
Демократической Республики (Восточной Германии, ГДР) сохранили название
Дойче Рейхсбан - ДР (Deutsche Reichsbahn); в Западной Германии (ФРГ) на
основании Федерального закона о ж. д. (1951 г.) были созданы федеральные
ж. д. Дойче Бундесбан - ДБ (Deutsche Bundesbahn). После воссоединения
Германии на основании законопроекта о ж.-д. резюрме в Федеративной
Республике Германии 1993 г.) в январе 1994 г. железные дороги были
объединены и преобразованы в акционерное общество, а затем в концерн
Дойче Бундесбан (ДБ Концерн), контроль над которым остается в руках
государства. Одновременно было учреждено Федеральное железнодорожное
ведомство, в ведении которого находятся вопросы взаимоотношений ДБ
Концерна и государства. Эксплуатационно-коммерческая деятельность ДБ
Концерна реализуется через акционерные общества по пяти направлениям:
• пассажирские перевозки (компании ДБ Райзе унд Туристик, ДБ Регио и их дочерние компании);
• грузовые перевозки (компания ДБ Карго и её дочерние компании);
• пассажирские станции (компания ДБ Штатной унд Сервисе с дочерними компаниями);
• содержание ж.-д. сети и организация эксплуатационного процесса (компания ДБ Нетц с дочерними компаниями);
• недвижимость (компания ДБ Иммоби-лиен).
ДБ Концерн отвечает за стратегическое
развитие, финансы, тарифы на пассажирские перевозки, защиту окружающей
среды и юридические операции. Под непосредственным контролем ДБ Концерна
существует несколько специализированных сервисных организаций
(например, внутреннее агентство по найму, организация исследований и
проектно-конструкторских разработок, организация закупок и управление
собственностью).
Кроме ДБ Концерна в стране имеется
множество небольших железных дорог, суммарная протяженность линий
которых составляет 5200 км, доля в грузовых ж.-д. перевозках - 1%.
Роль ж. д. в экономике страны за период с
кон. 1950-х до кон. 1990-х гг. значительно уменьшилась: если в 1960 г.
железные дороги ФРГ выполняли 16% пассажирооборота и 37% грузооборота (в
ГДР доля ж. д. была еще выше), то в 2000 г. железные дороги всей
Германии выполнили только 87% пассажирооборота и 16% грузооборота. По
протяженности ж.-д. сети 41,8 тыс. км Германия занимает первое место в
Западной Европе, а по густоте (117 км на 1000 км2) - первое место в
мире. Эксплуатационная длина (2001 г.) 36 588 км, из них 17 709 км
двухпутные и многопутные с колеей 1435 мм, 19 079 км -
электрифицированные линии; развернутая длина 64 821 км. К 2010 г.
предполагается в рамках модернизации сети сократить ее протяженность на
25%. Только 1764 км используются исключительно для пассажирского
сообщения, 4800 км - для грузовых перевозок. При распределении
пропускной способности приоритет обычно отдается пассажирским
перевозкам. На сети имеется 4528 станций и св. 3000 пассажирских
остановочных пунктов, 93 928 стрелочных переводов, 25 941 переезд (11128
из них оборудовано техническими устройствами); к сети примыкает более
5720 частных подъездных путей.
В путь уложены рельсы массой 49,5; 54,5;
64,9 кг на 1 погонный м; деревянные, стальные и железобетонные шпалы.
Максимальный уклон на главных линиях 25%о, на второстепенных 66%о.
Минимальный радиус кривых на главных линиях 180 м, на второстепенных 100
м. Максимальная осевая нагрузка 22,5 т. На сети имеется 32 933 моста и
844 тоннеля общей протяженностью 442 км; самый длинный тоннель 10 779 м.
Устройствами централизации стрелок и сигналов оборудовано 6415 станций,
из них 122 - электронной системой централизации. В горных районах ж. д.
проходят на высоте более 900 м над уровнем моря.
Владелец ж.-д. сети - компания ДБ Нетц
имеет три сегмента деятельности: сеть дальних и пригородных перевозок
(св. 90% объема перевозочной работы); сеть региональных перевозок (в
пределах одного региона); станции формирования поездов и перегрузочные
станции (услуги операторам пассажирских и грузовых перевозок и
предоставление инфраструктуры). В 2000 г. кроме компаний ДБ Концерна ок.
200 компаний-операторов являлись пользователями ж.-д. сети.
В 2000 г. ДБ Карго с дочерними
компаниями перевезли 3301,3 млн. т, выполнив грузооборот 80 634 млрд.
т-км. Средняя дальность перевозки растет: в 2000 г. составила 268 км. В
сутки обращается примерно 6200 грузовых поездов. Основные виды грузов:
уголь (более 19%), машины, оборудование и транспортные средства (18%),
металлы (17%), камень, глина, стройматериалы (13%). Парк подвижного
состава для грузовых перевозок: 1501 тепловоз, 1601 электровоз, 1262
маневровых локомотива, 131 178 грузовых вагонов, принадлежащих ДБ, 5510 -
арендуемых, 60 611 - частных (более 42% парка составляют
вагоны-платформы, ок. 31% полувагоны, ок. 26% крытые вагоны, 1,3%
вагоны-цистерны). Средняя грузоподъемность грузового вагона 44,6 т.
Около 40% грузовых перевозок осуществляется с пересечением границы. В
отличие от Франции и Великобритании, в Германии преобладают повагонные
отправки, на долю которых приходится 42% грузооборота и примерно 50%
всех доходов от грузовых перевозок. Маршрутными поездами выполняется 38%
грузооборота, на их долю приходится 31% доходов. Комбинированные
перевозки составляют 20% грузооборота, но обеспечивают 9% доходов.
Железные дороги Германии больше
ориентированы на перевозку пассажиров, чем грузов: около 77% поездной
работы выполняют пассажирские поезда. В 2000 г. было перевезено 1712,5
млн. пассажиров и выполнен пассажирооборот 74,4 млрд. пасс.-км. Компания
дальних пассажирских перевозок (на расстояние более 50 км) Райзе унд
Ту-ристик перевезла 144,8 млн. чел., выполнив пассажирооборот 36,2 млрд.
пасс.-км; средняя дальность перевозки 250,2 км. Более 38%
пассажирооборота приходится на скоростные поезда ИЦЕ (ICE); в 2000 г.
перевезено 41,6 млн. чел., средняя дальность перевозки 334,7 км. Сеть
высокоскоростных сообщений железных дорог Германии формируется из уже
построенных и строящихся линий двух направлений: Запад-Восток для
улучшения связей между некогда разделенными частями страны (например,
линия Берлин-Ганновер); и Север-Юг для улучшения связей между важнейшими
экономическими центрами западной части страны (например, линия
Ганно-вер-Вюрцбург), Мангейм-Штутгарт, строящаяся линия Кёльн - регион
Рейн/Майн.
Парк высокоскоростных электропоездов в
основном укомплектован поездами ИЦЕ трех серий (1, 2 и 3). Для
распространения высокоскоростных сообщений за пределы модернизированных
под них линий ж. д. используют электропоезда серии ИЦЕ Т, состоящие из
вагонов с наклоняемыми кузовами, что позволяет существенно сократить
время поездки по сравнению с обычными линиями. Таким образом к
высокоскоростным сообщениям подключено много городов, через которые
специализированные линии не проходят. Максимальная маршрутная скорость
193,8 км/ч достигается на линии Карлсруэ-Мангейм. Экспериментальный
поезд ИЦЕ С прошел испытания на линии Ганновер-Берлин при скорости 440
км/ч (2001 г.).
Компания ДБ Регио в 2000 г. перевезла
1568 млн. пассажиров (пассажирооборот - 38,2 млрд. пасс.-км). Перевозки
осуществляются по заказу земель, коммун и муниципалитетов; средняя
дальность перевозки 24 км. Компания имеет несколько дочерних
региональных автобусных фирм. На сети ж. д. (2000 г.) в сутки обращалось
1557 дальних (св. 50 км) и 28 995 местных и пригородных пассажирских
поездов. Парк подвижного состава для пассажирского сообщения: 178
скоростных моторвагонных поездов, 1913 электровозов, 747 тепловозов, 12
паровозов, 6339 моторных вагонов, 12 975 прицепных пассажирских вагонов.
В местном сообщении широко используются двухэтажные вагоны. Дочерняя
компания ДБ «Ситинайтлайн» (СНЛ) эксплуатирует поезда-отели со
специализированными спальными вагонами повышенной комфортности. Дочерняя
компания МИТРОПА (MITROPA) кроме спальных вагонов имеет
вагоны-рестораны и вагоны-кафе.
Компания ДБ Штатной унд Сервисе отвечает
за техническую эксплуатацию ок. 6000 пассажирских станций и за
коммерческую реализацию производственных площадей в 3000 вокзальных
зданиях. Компания обслуживает ок. 1,7 млрд. пассажиров и 0,7 млрд.
других клиентов в год.
Компания ДБ Иммобилен, владея примерно
25 тыс. зданий общей площадью ок. 300 млн. м2 и имея 30 тыс. договоров
об аренде, является крупнейшей в Германии компанией, осуществляющей
операции по недвижимости.
В Германии имеется несколько
туристических ж.-д. линий, на которых обращаются составы с паровозной
тягой и старинными вагонами, а также работают горные зубчатые ж. д.
(уклон 10-48%о). Широко развито ж.-д. моделирование; созданы Общество
друзей железных дорог, Общество истории ж.-д. транспорта, Несколько
Ж.-Д. Музеев.
|