(Magyar Allamvasutak, MAV) -
Акционерное общество «Венгерские железные дороги» (АО МАВ) с 1993 г.
(100% акций принадлежат государству). В Венгрии действует также
совместно с Австрией ж.-д. компания - АО «Железные дороги
Дьёр-Шопрон-Эбенфурт», которая по протяженности линий и объемам работы
имеет второстепенное значение (Венгрии принадлежат 60% акций, Австрии
ок. 30%, ок. 10% - другим акционерам). Железнодорожная сеть МАВ
разделена на 7 дирекций: Будапештская, Дебреценская, Мишколыдкая,
Печская, Сегедская, Сомбатхейская и Захонь-ская (перегрузочная
коммерческая дирекция).
Эксплуатационная длина железных дорог
(2001 г.) 7768 км. Ширина колеи в основном 1435 мм; широкую колею имеют
ж. д. в За-хоньском узле (36,5 км), вместе со станционными путями их
общая протяженность составляет 149,6 км. На сети работают 736 станций.
Венгерские железные дороги имеют 26 стыковых пунктов с железными
дорогами соседних стран, в т. ч. с Украиной (Захонь-Чоп,
Эперешке-Батево), с Румынией, Хорватией, Словенией, Австрией, Словакией.
Железные дороги выполняют 29,3%
грузовых и 39,0% дальних пассажирских перевозок в стране. По
территории Венгрии через ж.-д. сеть проходят международные транспортные
коридоры: IV, V, Va, Vb, Vv/10a.
Первая стабильно действующая ж.-д.
линия общего пользования была построена между городами
Пожонь-Надьсомбат (ныне в Словакии) в 1840 г., которая до 1873 г.
работала на конной тяге. Первая железная дорога на паровой тяге между
городами Пешт и Вац была открыта 15 июля 1846 г. В 1851 г, было открыто
регулярное ж.-д. сообщение между Веной и Пештом, а во второй половине
50-х гг. построены ж.-д. участки, связавшие крупные сельскохозяйственные
центры Венгрии с Веной. В нач. 20 в. общая длина ж. д. достигла 22 625
км. После 1-й мировой войны в результате сокращения территории страны
железные дороги имели протяженность 8705 км; в 1932 г. началась
электрификация. К началу 2-й мировой войны ж.-д. сеть составляла 12 784
км, а после войны 8045 км. В 40-50-е гг. было организовано
восстановление ж. д. и строительство новых линий. В 1960 г. длина ж.-д.
сети достигла 10 041 км, позже за счет закрытия малодеятельных
участков эксплуатационная длина уменьшилась до 7768 км. По плотности
ж.-д. сеть Венгрии не уступает среднеевропейским показателям;
техническая оснащенность несколько ниже. Двухпутные линии имеют длину
1292 км (16,6%), 35% общей протяженности железных дорог
электрифицировано; бесстыковой путь составляет 45,5%; почти 35% линий
имеют допускаемую скорость 100-120 км/ч, на одной линии (Будапешт
-Хедьешхалом) скорость - до 160 км/ч. Автоблокировкой оборудовано 35%
линий. Из тяговых средств 33,3% составляют электровозы; 1,7%
электропоезда; 43,9% тепловозы и 21,1% дизель-поезда. Парк грузовых
вагонов уменьшился по сравнению с 1990 г. на 64%, в конце 1999 г.
составил 21 795 ед. Средняя грузоподъемность вагонов 44,1 т, средний
срок эксплуатации 27,5 года.
Управление основными звеньями ж. д.
осуществляет генеральная дирекция и специализированные дирекции с
центральными и территориальными подразделениями. Коммерческое,
технологическое и юридическое обеспечение организации перевозок
осуществляют специализированные дирекции (по грузовым и пассажирским
перевозкам). Оперативное управление перевозками пассажиров и грузов
осуществляет диспетчерский центр специализированной дирекции по
движению (ДЦ).
В 1999 г. перевезено 155,1 млн.
пассажиров и 43,6 млн. т грузов; пассажирооборот составил 9,4 млрд.
пасс.-км, грузооборот - 7,4 млрд. т-км. Максимального объема перевозки
пассажиров достигли в 1965 г.-св. 400 млн. пассажиров, грузов в 1975
г.-более 130 млн. т. В грузообороте внутреннее сообщение составляет 2,3;
экспорт 1,5; импорт 2,4; транзит 1,2 млрд. т-км. Средняя дальность
грузовых перевозок 170,7 км, средний вес грузового поезда 939 т; средний
оборот грузового вагона 3,78 сут. Электрической тягой выполняется
83,4% грузооборота (нетто).
В развитии ж.-д. транспорта после 2-й
мировой войны появилась необходимость массового перегруза на границе
Венгрии и СССР. Для этого в восточной части Венгрии в районе ст. Захонь
поэтапно был создан мощный перегрузочный комплекс - один из самых
крупных «сухопутных портов» Средней и Восточной Европы, в развитие
которого осуществляются капиталовложения в целях увеличения
перерабатывающей способности района, создания таможенных складов общего
пользования и защиты окружающей среды.
На МАВ в рамках Главного управления
развития и капитальных вложений действует Институт развития и
исследований, работает Проектный институт.
|