Принцип
ALARP Означает «As Low as Reasonable Practible»(Низкий, насколько это
возможно). Он применяется в Соединенном Королевстве.
Это означает, что, если возможно с помощью разумного усилия снизить
риск до значений, указанных в желтых прямоугольниках диаграммы, это
должно быть сделано.
Этот принцип применяется в особенности для «желтых рисков»,
расположенных снизу справа, т.е. редких или исключительно редких по
частоте проявления и с катастрофическими последствиями.
Эта противоречивая категория рисков довольно часто обсуждается –
вероятны ли они и насколько? Есть ли необходимость откладывать
реализацию проекта или затрачивать значительные финансовые средства для
снижения вероятности или степени опасности этих рисков? Не приведет ли
это к бесполезному усложнению системы? Использовать ли другие риски?
Принцип ALARP позволяет выйти из противоречий и избежать таких вопросов.

Пример применения принципа ALARP
Предположим, что риск 1 в матрице рисков выше соответствует
катастрофическому сценарию, при котором во время проезда тоннеля
произошел пожар на борту поезда.
Анализ рисков проекта установил, что возможно снизить вероятность
аварии с 10 раз возможных на 1 миллион лет до 5 раз возможных на 1
миллион лет, если установить кнопку . «Принудительный ход» на панели
управления машиниста. Кнопка «Принудительный ход» позволяет
разблокировать тормозную систему и принудительно включить режим моторов,
позволяющий выехать из туннеля. Стоимость внедрения функции и кнопки
«Принудительный Ход» оценивается в 100 000 Евро, а срок установки на
парк тяговых устройств – 12 недель.
Руководитель проекта может попытаться возразить: «Эта модификация
неразумна, так как мы уже отстаем от графика работ и нам необходимо 12
дополнительных недель. Расходы не заложены в предварительную смету и нет
резервов для финансирования. Необходимо дополнительное отчисление
средств Генеральной Дирекцией».
В силу действия принципа ALARP, кнопка «Принудительный Ход» ДОЛЖНА быть
установлена, так как её стоимость и срок внедрения соразмерна проекту
разработки подвижного состав (бюджет в несколько миллионов Евро и срок
внедрения от 3 до 5 лет.) и при том, что пожары являются
катастрофическими авариями, с результатом в десятки погибших,
прекращением движения на несколько недель и сложными работами по
восстановлению оборудования.
Чтобы помочь руководителю проекта принять решение в плане даты пуска в
эксплуатацию, можно осуществить пуск без установки кнопки и функции
«Принудительный ход», отложив её внедрение на 12 недель, что
соответствует сроку доработки локомотивов.