Железнодорожная сеть на территории
Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон -
Дарлингтон открыта в 1825 г. Железнодорожная сеть образовалась в 19 в.
из многочисленных частных линий, которые радиально расходятся от Лондона
в направлении крупных индустриальных центров и портов. Главный опорный
пункт сети - Лондонский узел - отличается чрезвычайной сложностью
развития; к нему примыкают 16 крупных линий и пригородные участки в
радиусе 100 км. Несколько паромных линий и тоннель под проливом Ла-Манш
(Евротон-нель) связывают страну с ж. д. других европейских стран.
Густота ж.-д. сети 69,5 км на 1000 км2. Около 70% общей длины
составляют двухпутные и многопутные линии (по четыре и более главных
путей), специализированные для грузового и пассажирского движения.
Сеть имеет колею 1435 мм. Эксплуатационная длина (2001 г.) 16 652 км,
из которых (все основные магистрали) 5176 км электрифицированы
(переменный ток 25 кВ, 50 Гц и постоянный ток 1,5 кВ, питание от
контактного рельса); более половины перевозочной работы выполняется
тепловозной тягой. На 20,4 тыс. км уложен бесстыковой путь; 21,7 тыс. км
оборудованы автоблокировкой. Имеется 36 586 мостов (протяженность
самого длинного моста в Шотландии - 3560 м) и 677 тоннелей. В путь
уложены рельсы весом 56 кг на погонный м и многоблочные железобетонные
шпалы (на линиях со скоростями 160 км/ч). Минимальный радиус кривых 400 м
(при бесстыковом пути); максимальная осевая нагрузка 25,4 т. В 2000
г. правительством утверждена программа развития транспорта,
предусматривающая модернизацию ж.-д. пути.
Скоростное движение (до 250 км/ч) в
поездах, состоящих из вагонов с наклоняемым кузовом, осуществляется на
модернизированных существующих линиях. Скорые поезда на маршруте Лондон
- Йорк развивают скорость 180,2 км/ч; поезд «Евростар», связывающий
Лондон с континентальной Европой,-209 км/ч (с ограничением при
прохождении тоннеля под Ла-Маншем).
Значение ж.-д. транспорта в экономике
страны начиная с 40-х гг. 20 в. падало: в 1939 г. его доля во внутреннем
грузообороте составила 43%, в 2000 г.- ок. 7,5%. Сокращение объема
грузовых перевозок и ухудшение финансового положения железных дорог было
вызвано снижением производства в угольной и других традиционных
отраслях тяжелой промышленности; затруднениями при удовлетворении
логистических запросов промышленности; строительством заводов в зонах,
не имеющих ж.-д. линий; ростом конкуренции со стороны автотранспорта.
Усугублялось положение тем, что среднее расстояние грузовых перевозок
составляло 150-180 км; в таких условиях не могли использоваться
преимущества ж. д. при перевозках на дальние расстояния. Вследствие
этого доминировали в перевозках маршрутные поезда, которые
обеспечивали 80% общих доходов ж. д. от грузовых перевозок. В
1950-1990-х гг. грузооборот ж. д. также падал (с 36,2 млрд. т-км в 1950
г. до 12,54 млрд. т-км в 1995 г.); в 2000 г. грузооборот составил 18,1
млрд. т-км. Основные грузы: уголь (26,5% в 2000 г.), металлы (11,6%), а
также контейнеры и полуприцепы. В 2000-2001 гг. общий объём перевозок
составил 95,3 млн. т.
Доля ж. д. в пассажирообороте также
снижалась: в 1950 г. - 32,5%, пассажиро-оборот стабилизировался к 1991
г.- 6,23%; в 1999 г. наметилась тенденция к повышению - 6,82%. В 2000
г. перевезено 957 млн. чел. и пассажирооборот составил 39,2 млрд.
пасс.-км, из которых ок. 64% приходилось на пригородное сообщение.
Национализация железных дорог была
осуществлена в 1984 г. (позже, чем в остальных европейских странах);
образованы Британские железные дороги (БЖД), объединившие все ж.-д.
линии в единую общенациональную сеть. В ноябре 1993 г. парламент принял
Закон о железных дорогах, который создал базу для приватизации БЖД с
целью улучшения качества и эффективности ж.-д. перевозок и
стимулирования использования железных дорог. В 1993-1997 гг. в ходе
реформирования БЖД подверглись денационализации и разукрупнению: БЖД
распались примерно на 100 компаний, в т. ч. 25 эксплуатационных
компаний, входящих в ассоциацию АТОС, которые организуют пассажирские
перевозки на условиях франчайзинга (заключения контрактов); компания
Рейлтрэк (RaiJtrack), которая владеет и управляет почти всей ж.-д.
инфраструктурой (пути, мосты, тоннели, устройства СЦБ, грузовые
терминалы) и распределяет ее пропускную способность, а также выдает
грузовым операторам долгосрочные лицензии на пользование сооружениями;
компания English Welsh and Scottish Railway, основной бизнес которой -
маршрутные перевозки (ок. 90% грузовых перевозок); компания
Freightliner, занимающаяся интермодальными перевозками до судоходных
линий; компания BNFL, которая перевозит только ядерное топливо. В
процессе приватизации были также созданы компании по текущему
содержанию и аренде подвижного состава.
В соответствии с Законом о ж.-д.
транспорте были учреждены два официальных поста, играющих важную роль в
системе управления ж.-д. транспортом: управляющий по вопросам
франчайзинга, на которого возложено обеспечение социально необходимых
услуг в области пассажирских перевозок и рассмотрение заявок на
предоставление субсидий для выполнения таких перевозок, подготовка
специальных привилегированных контрактов (франшиз) и другие операции;
управляющий по вопросам государственного регулирования железнодорожной
деятельности, обеспечивающий содействие внедрению в отрасли принципов
свободной и честной конкуренции, защиту интересов клиентов,
регулирование конфликтов, которые могут возникнуть между Рейлтрэк и
эксплуатационными компаниями, и др.; с 1 февр. 2001 г. ряд функций
перешел к новому органу - Управлению по стратегии в области ж.-д.
транспорта
|