Железнодорожная сеть в Великобритании является
старейшей железнодорожной системой в мире. Первая междугородняя
железная дорога была построена между городами Liverpool и Manchester.
Она была разработана Джорджем Стефенсоном и открыта 15 сентября 1830
года.
Железнодорожная сеть росла быстро соединяясь и интегрируя в себя
сотни отдельных компаний во время викторианской эпохи. В конечном бум
строительства железных дорог закончился к 1922 году, так как все
возрастающие издержки стали оказывать тормозящее влияние на развитие
железнодорожного транспорта. В 1948 году сеть железных дорог перешла под
контроль государства. После 1962 железнодорожная сеть перешла под
контроль Британского совета железных дорог, а затем под контроль британских железных дорог (British Rail).
В 1994 и 1995 годах, Британские железные дороги
были реструктуризированы и разделены на несколько компаний:
инфраструктуры, технического обслуживания, подвижной состав, компаний
пассажирских и грузовых перевозок, которые были приватизированы в период
с 1996 по 1997 год. Приватизация не дала определенного ответа
правильности выбранного решения реструктуризации. Железнодорожная сеть в
Соединенном Королевстве, состоит из двух независимых частей – одна
часть в Северной Ирландии и вторая в Великобритании. Начиная с 1994
года, последняя была связана с Европой через туннель под Ла-Маншем. Сеть
Северной Ирландии связана с Республикой Ирландия. В Великобритании,
инфраструктура (главным образом пути, станции, депо и сигнализация)
является собственностью и управляется бесприбыльной компанией Network
Rail, которая заменила компанию Railtrack, которая в свою очередь
обанкротилась в 2002 году.
Пассажирские линии эксплуатируются компаниями
управления транспортом (TOCs), которые являются франшизой правительства
Соединенного Королевства или шотландского правительства. Грузовые поезда
эксплуатируются компаниями управления грузовым транспортом, таких, как
EWS. Их отличие от первых в том, что они являются полностью
коммерческими и не финансируются правительством. Большинство компаний по
эксплуатации поездов не имеют собственных локомотивов и вагонов. Вместо
этого, они обязаны арендовать их у одного их трех операторов: Rolling
Stock Operating Companies (Rosco's), Bombardier и Alstom. Великобритания
имеет железнодорожную связь только с одной смежной страной, в другие
страны есть только паромное сообщение:
-
Франция — через туннель, смена напряжения.
На сегодняшний день протяженность железных дорог Великобритании
составляет порядка 16 200 километров (16 место в мире), из которых 4 928
км. электрифицированы. Развитие и перспективы высокоскоростного
движения.
Подвижной состав – серия Class 395, до 201км/ч